Категории каталога

Бароны [374]
Ордена Российской империи [34]
Книги [18]
Князья [34]
Рыцарство [22]
Книга. История рыцарства.
Орден Святого Георгия [10]
История, описание.
Титулы [30]

Форма входа

Поиск

Статистика

Яндекс цитирования
Рейтинг@Mail.ru

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Архивные данные

Главная » Статьи » Рыцарство

Геральдика
Геральдика России (часть 2)
Геральдические фигуры и дополнения
Щиты российского дворянства зачастую разделялись на несколько полей, каждое из которых имело одну или несколько геральдических фигур, отражавших историю семьи. Фигуры, как правило, относились к различным подвигам и заслугам родоначальника, при этом могли сопровождаться каким-либо изречением в качестве девиза, например, как у графов Аракчеевых: «Без лести предан», или дворян Молявко-Высоцких: «Даже если один». А.Ф. Львов, автор музыки величественного русского народного гимна «Боже, Царя храни!», называемого еще «Молитвой русского народа», получил в качестве особого почетного дополнения в фамильный герб девизную ленту... с первой строчкой из гимна — «Боже, Царя храни!». То же — и автор слов В.А. Жуковский.

Герб графа Александра Васильевича Суворова-Гымникского (1730-1800 гг.) до его возведения в титул Светлейшего Князя. Герб перенасыщен почетными дополнениями, однако в последующем в нем появится даже карта Италии, после пожалования полководцу титула князя Италийского

Многие русские гербы имеют прямые ссылки на монархов, царствованию которых та или иная семья обязана получением дворянства, ибо в гербах присутствуют императорские вензеля. Часто роль почетного дополнения выполняет императорский орел, украшенный на груди вензелем определенного правителя, а иногда с Мальтийским крестом, на который наложен щиток со святым Георгием Победоносцем (если речь идет об эпохе императора ПавлаI).
Почетные добавления могут быть и совершенно иного рода — в виде отдельных особых частей в гербах (например, в случае с офицерами отличившегося в бою брига «Меркурий»). Иногда сдваиваются шлемы, появляются и иные фигуры, например щитодержатели. Некоторые гербы практически полностью состоят из почетных жалованных полей (как в случае с графами Сперанскими, в верхней части гербового щита которых — российский двуглавый орел, а в нижней — измененный герб Сибири).

Герб (вероятно, с дверцы кареты) князя Миха¬ила Илларионовича Голенищева-Кутузова, главнокомандующего русскими войсками в кампании против Наполеона Бонапарта (1812-1814 гг.)

Совершенно уникальная в своем роде геральдическая награда была пожалована в 1741 году солдатам и офицерам лейб-гвардии, участвовавшим в государственном перевороте, который привел на российский трон императрицу Елизавету Петровну. Рота получила почетное наименование «Лейб-кампания», причем всем гренадерам было пожаловано поомственное дворянство и гербы единого образца. В каждом из них собственный герб лейб-кампанца (помещавшийся в левой геральдической части рассеченного щита) соединялся в знак монаршей милости и увековечения заслуг с общим для всех лейб-кампанским гербом, находившимся в правой половине щита (в черном поле золотое стропило, обремененное тремя пылающими гренадами и сопровождаемое тремя серебряными пятиконечными звездами). Лишь у графов Шуваловых и Воронцовых лейб-кампанская часть герба заняла место в главе щита, а у графа А. Разумовского была совмещена с другими дополнениями.
Кроме того, каждый лейб-кампанец и его потомки получили право на нашлемник в виде гренадерской шапки, крыльев и страусовых перьев, а также одинаковый для всех девиз на русском языке: «За верность и ревность». Объем работы по созданию этих гербов был огромным, потому для части лейб-кампанцев гербы так и не были разработаны.
Выдающимся примером геральдического упоминания о фантастической храбрости на поле боя должен быть признан щит из герба Дмитрия Нарбекова, который в XVI столетии, во время штурма Казани войсками паря Ивана IV Грозного, был поражен копьем в спину. Затем его ранила в глаз стрела, но помимо того — как будто этого было недостаточно! — когда он попытался вырвать стрелу, его зацепило еще и осколком пушечного ядра. Следует добавить, что именно герб Дмитрия Нарбекова, созданный в конце XVII столетия, по праву может считаться первым русским оригинальным дворянским гербом.

Герб Дмитрия Нарбекова демонстрирует во всех деталях различные ранения, которые он получил в бою под Казанью и после которых остался жив. (Рис. М. Фопполи.)

Гербы Императорской фамилии
Ко второй половине XIX столетия усилиями барона Б.В. фон Кене сформировались четкие правила составления гербов для членов императорской фамилии. Каждый из венценосных армигеров дома Романовых имел два варианта герба, большой и малый, и династический статус обычно выражали те или иные щитодержатели. Непосредственно семья — император, императрица, наследник-цесаревич (престолонаследник) и его старший сын — имели в качестве щитодержателей архангелов Михаила и Гавриила. В гербах младших сыновей монарха изображались два воина в варяжских доспехах в качестве щитодержателей; внуки младших сыновей использовали двух золотых единорогов, и так далее, до прапраправнуков императоров, которые получали, соответственно созданной геральдической системе, двух грифонов черного цвета с червленым вооружением (то есть в переводе с языка блазонирования — с когтями и клювами). Царские отпрыски женского пола, если они были не замужем, должны были использовать такие же гербы и щитодержателей, как и их братья, но помещать фигуры было положено на щитах в форме ромба. Существовали и другие способы указания на ранговые различия, кроме щитодержателей: они в основном состояли в уменьшении количества территориальных гербов, которые сопровождали императорский герб по сторонам, шлемов, корон и клейнодов, которые были частью территориальных гербов.
Общий Гербовник дворянских родов Российской империи
В 1997 году исполнилось ровно два века со дня учреждения «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской империи». Пожалуй, именно геральдическим преобразованиям императора Павла I обязана российская дворянская родовая геральдика своим дальнейшим развитием.

Лицевая сторона медали в память князя А.А. Татищева.

Составлением Общего Гербовника император Павел Петрович преследовал две основные цели: поднятие престижа российского дворянского сословия и введение четкой юридической регламентации составления и утверждения дворянских родовых гербов. По мысли государя, приютившего Мальтийский орден в России и ставшего его Великим Магистром, создание Общего Гербовника должно было сыграть определенную роль в приобщении российского дворянства к рыцарской этике и ее атрибутам.
Указом от 20 января 1797 года Общий Гербовник получил четкую структуру. Он делился на три отделения, в первое из которых помещалось титулованное и «древнее» дворянство, во второе включались роды, получившие дворянские привилегии по Высочайшей милости, а в третье — заслужившие дворянство по чинам или орденам. В дальнейшем такое деление Общего   Гербовника   сохранялось,но древнее и выслужившееся дворянство стали объединяться в последнем разделе.Всего до 1917 года было составлено двадцать частей «Общего Гербовника дворянских родов Всероссийской империи», причем в каждую из них включалось от 150 до 180 гербов. Черно-белый рисунок сопровождался описанием и краткими историческими сведениями о роде или лице, получившем герб. Оригиналы некоторых томов были цветными, но издания оставались черно-белыми.

Обложка XI тома «Общего Гербовника» и Титулъный лист ХIII тома «Общего Гербовника».

Император Павел I Высочайше утвердил пять частей Общего Гербовника:
первую часть — 1 января 1798 года;
вторую — 30 июня 1798 года;
третью — 19 января 1799 года;
четвертую — 7 декабря 1799 года;
пятую — 22 октября 1800 года.
Императором Александром I были Высочайше утверждены четыре последующие части:
шестая часть — 23 июня 1801 года;
седьмая — 4 октября 1803 года;
восьмая — 25 января 1807 года;
девятая — 5 августа 1816 года.
Десятая часть удостоилась быть Высочайше утвержденной почти двадцать лет спустя, в 1836 году, уже в царствование императора Николая I.
К сожалению, только десять частей Общего Гербовника увидели свет в первой половине XIX века. Следующие тома так и не были растиражированы и существуют в единственном экземпляре.
В Российском государственном историческом архиве хранится и так называемый двадцать первый том, в который внесен 61 герб, утвержденный Сенатом при Временном правительстве в небольшой промежуток времени с 1 июня по 22 ноября 1917 года. Характерно, что часть гербов, выданных по желанию просителей на дипломах (жалованных грамотах), оказалась не учтенной при составлении Общего Гербовника, в связи с чем в 1894 году Гербовым отделением Департамента Герольдии была предпринята попытка составления «Сборника Высочайше утвержденных дипломных гербов российского дворянства, не внесенных в Общий Гербовник». В результате кропотливой работы было составлено двадцать книг, включавших в себя 1770 гербов. Существовали также уже упоминавшиеся нами неутвержденные гербы русского дворянства, по тем или иным причинам не попавшие ни в Общий Гербовник, ни в число дипломных гербов.

Лист из жалованной грамоты Л.-С. Кроненберга на баронское достоинство

Территориальные гербы
С конца XVIII столетия герольдией был установлен строгий набор серии внешних украшений гербов (короны, венки, арматюры, называемые в российской традиции «клейнодами»). Созданная бароном Б.В. фон Кене система позволяла ранжировать гербы столичных, губернских, уездных, заштатных и других городов, краев, губерний и провинций. Для небольших городов особая башенная корона могла принимать простую двухзубцовую форму и имела красный цвет, тогда как крупные центры и стратегически важные центры имели в гербах красную кирпичную корону с большим количеством зубцов. Шапка Мономаха (древняя форма украшенной драгоценностями меховой шапки) жаловалась бывшим столицам древних русских княжеств. Были созданы и отдельные короны для гербов Казани, Астрахани, Польши, Финляндии и Грузии и царства Сибирского. Старые царские венцы были соотнесены с этими царствами, а в случае с Финляндией это было просто условным изображением.

Государственный двуглавый орел, введенный императором Александром III.

Большинство геральдических корон утверждены императорским указом 1857 года, который также оговаривал использование других украшений по обеим сторонам щита, например, перекрещенные молоты для промышленных городов, колосья пшеницы для населенных пунктов, располагавшихся в сельскохозяйственных областях, и виноградные листья для территориальных формирований в областях, производивших вино. Барон Б.В. фон Кене, предложивший данную систему, намеревался ввести для приморских городов и портов перекрещенные весла, но они были заменены якорями. Столичные города Москва и Санкт-Петербург имели за щитом скрещенные скипетры.
Специальный комплекс вспомогательных геральдических элементов на
ходился в распоряжении «городов-крепостей», которым полагалась не только специальная комбинация короны и императорского орла, но также перекрещенные за щитом штандарты. В гербах городов, переживших осаду, за щитом помещались перекрещенные штандарты, украшенные вензелем монарха (на гербе Севастополя, например, их четы¬ре!). Ленты российских императорских орденов, обрамлявшие щиты, делали гербовую композицию завершенной и весьма изящной. Тем же указом было повелено украшать территориальные гербы вольной частью с гербом губернии, в которой находился город. До 1857 года гербы губерний помещались в верхнем поле пересеченного щита, при этом в нижней части находился непосредственно герб города.
Послереволюционные гербы
После событий февраля 1917 года Временное правительство учредило комиссию для рассмотрения вопроса о государственном гербе. Короны, скипетры и другие символы монархии упразднялись, двуглавый же орел изображался в новой, архаизированной версии и без монархических атрибутов. Он даже совмещался на банкнотах со свастикой (весьма популярным символом вечности и процветания), но иногда встречались изображения, на которых корона над орлом заменялась солдатской шапкой, однако это были не более чем карикатурные геральдические «изыски». Орел иногда изображался в сопровождении солдата и крестьянина.

Большой Тосударственный герб Российской империи. 1882 г. (Рис. Р.И. Маланичева)

К весне 1918 года назрела необходимость в совершенно новом гербе, так как двуглавый орел был слишком откровенным напоминанием об императорской России. Для государственной печати Российской Федерации были выбраны серп и молот в окружении колосьев, помещенные на фоне восходящего солнца и символизировавшие союз рабочих и крестьян.
Первый советский территориальный герб (правильнее, конечно, назвать это изображение эмблемой), принадлежавший московскому региональному правительству (губернии), был утвержден президиумом Московского Совета в сентябре 1924 года. Он включал в себя пятиконечную звезду, статую Свободы, установленную в 1918 году, и серп и молот. По обе стороны стилизованного щита располагались колосья, а в основании — символы труда, включавшие наковальню, челноки и электрический мотор. Московский герб не имел полного официального описания и не нашел своего применения. Вероятно, он должен был стать символическим примером для других советских губерний, однако эта идея так и не была реализована.
Республики Советского Союза использовали государственный герб СССР в качестве аналога для своих официальных символов. В этих гербах щит отсутствовал. Венок из пшеницы окружал встающее солнце, в лучах которого находился земной шар с серпом и молотом. Пшеничные снопы были перевиты красной лентой с лозунгом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» на языках народов той или иной республики. Композицию венчала красная пятиконечная звезда. Однако даже будучи созданными по принципу герба СССР, гербы союзных республик имели характерные местные атрибуты. В гербе Киргизии, например, солнце вставало над местным ландшафтом, а Азербайджан поместил на фоне солнца нефтяную вышку.

Символ социалистического строя -пятиконечная звезда, заменившая старые эмблемы.

Отметим, что территориальные символы, использовавшиеся городами и губерниями императорской России, не бы¬ли упразднены новой властью, хотя и не использовались. Изменились только те гербы, которые имели явно монархические символы. В Советском Союзе также возникла необходимость в земельных гербах. Конкурсы по созданию новых территориальных эмблем заставляли художников употреблять элементы, характерные для данного места и символизирующие «малую родину». К 80-м годам XX века было создано несколько сотен новых территориальных гербов.
Добавим, что отсутствие практикующих геральдистов в Советском Союзе повлияло на специфику территориального герботворчества в стране. Ныне ситуация в корне изменилась, и земельная геральдика переживает период настоящего воз¬рождения. Сняты запреты с использования церковной, дворянской, монархической символики, что позволяет создавать прекрасные образцы новых территориальных гербов в современной России.


Категория: Рыцарство | Добавил: baron (12.12.2008)
Просмотров: 7251 | Рейтинг: 5.0/5 |